Россия-Сегодня (sssr_cccr) wrote in prorok70,
Россия-Сегодня
sssr_cccr
prorok70

Categories:

ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 7.

Мы знаем имена полководцев Великой Отечественной войны - генералиссимуса Сталина, маршалов Жукова, Василевского, Конева, Рокоссовского и других прославленных командующих фронтами и армиями, которые, несмотря на тяжёлые поражения в 1941-1942 годах, привели нашу Армию к Победе в 1945 году. Куда меньше мы знаем об оружии, с которым воевала наша Армия и без которого не смогла бы победить сильнейшего врага. А это было превосходное, зачастую лучшее в мире оружие. И совсем мало мы знаем об авторах оружия - людях, сочетавших творческую гениальность с самоотверженной, на износ, работой. О них и написана эта книга. Книга издана при содействии Новосибирского отдела Сибирского Казачьего Войска.



Создатели дальнего бомбардировщика Ер-2.

О Ер-2 (ДБ-240) известно куда меньше, чем о других дальних бомбардировщиках военных лет - двухмоторном Ил-4 и четырёхмоторном Пе-8, хотя они тоже в августе и сентябре 1941 года бомбили Берлин и имели дальность, скорость и бомбовую нагрузку выше, чем Ил-4 (при чуть большей взлётной массе), а выпущено их было впятеро больше, чем Пе-8. Предыстория машины началась с создания в 1936 году под руководством выдающегося конструктора-политэмигранта Р. Л. Бартини уникального транспортно-пассажирского самолёта «Сталь-7», на котором в 1939 году был установлен мировой рекорд скорости 405 километров в час по замкнутому маршруту протяжённостью 5 000 километров. Самолёт оригинальной конструкции - с крылом «обратная чайка» и треугольным сечением фюзеляжа - мог брать на борт 12 пассажиров с грузом или 5 800 килограммов груза без пассажиров. В 1938 году Бартини был арестован, и во главе КБ был поставлен его ученик В. Г. Ермолаев, который выступил с предложением создать на основе пассажирского самолёта дальний бомбардировщик. В новом самолёте было оставлено крыло «обратная чайка» и треугольное сечение фюзеляжа (позволявшее размещать внутри большие бомбы), всё остальное было подвергнуто коренной переработке, изменено даже хвостовое оперение - с однокилевого на двухкилевое. В 1940 году бомбардировщик был испытан и в октябре запущен в серийное производство. По лётно-техническим данным он превосходил не только более лёгкий Ил-4, но и близкие по массе немецкие самолёты Хейнкель-111 и Дорнье-217. Однако судьба машины складывалась трудно. Рассчитана она была на перспективный двигатель М-106 мощностью 1 350 лошадиных сил и ещё более мощный М-120 (именно под них наркомат авиапромышленности и выдал задание на проектирование самолёта). К сожалению, двигатели к началу войны так и не успели довести, поэтому пришлось довольствоваться моторами М-105 (ВК-105) мощностью всего 1 100 лошадиных сил. С ними самолёт не добирал расчётной скорости; с более мощными (1 400 лошадиных сил), но более «прожорливыми» АМ-37 - расчётной дальности полёта, а со столь же мощными (1 500 лошадиных сил) дизелями АЧ-30Б - расчётной высоты. Однако даже с пониженными характеристиками бомбардировщик превосходил вражеские и хорошо зарекомендовал себя в сражениях Великой Отечественной войны.

Бартини Роберт Людвигович.

Бартини Роберт Людвигович (14.05.1897-6.12.1977) - итальянский аристократ, коммунист, учёный-физик, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором и одним из вдохновителей космической программы (С. П. Королёв называл его своим учителем). В 1930 году был назначен главным конструктором НИИ ГВФ (завод № 240). На его самолёте «Сталь-6» в 1933 году был установлен мировой рекорд скорости 420 километров в час. Следующим стал транспортно-пассажирский «Сталь-7», послуживший основой для бомбардировщика ДБ-240 (Ер-2). 14.02.1938 Бартини был арестован, осуждён на 10 лет как итальянский шпион и направлен отбывать срок в «шарашку» - ЦКБ-29, где работал над бомбардировщиком «103» (будущим Ту-2), однако вскоре с А. Н. Туполевым сотрудничать отказался и был переведён в бригаду «101». Вышел он на свободу только в 1947 году, впоследствии разработал ряд уникальных проектов летательных аппаратов. Похоронен Роберт Людвигович на Введенском кладбище Москвы, на памятнике надпись:

«В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».

Ермолаев Владимир Григорьевич.

Ермолаев Владимир Григорьевич (29.08.1909-31.12.1944). В 1931 году закончил МГУ, в качестве ведущего инженера участвовал под руководством Р. Л. Бартини в создании самолёта «Сталь-7», руководил разработкой бомбардировщика ДБ-240, позднее получившего название Ер-2. В годы войны возглавлял авиазавод № 134 в Москве, где продолжались работы по модернизации Ер-2. В конце 1944 года он вылетел в Иркутск, где серийно изготавливались его самолёты и где заболел тифом. Спасти его не удалось. Похоронен Владимир Григорьевич на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя много лет Р. Л. Бартини вспоминал о своём ученике:

«Володя был настоящим главным, самоотверженно-трудолюбивым, прекрасно образованным, человеком был хорошим и, что самое важное, талантливым. Мы вскоре это заметили».



ЕРМОЛАЕВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ.

Ер-2 (ДБ-240).

Ер-2 (ДБ-240) с двигателями В. Я. Климова М-105 мощностью по 1 100 лошадиных сил:
- максимальная взлётная масса 14 150 килограммов,
- крейсерская скорость 437 километров в час,
- потолок 7 700 метров,
- дальность 4 100 километров (с 1 тонной бомб),
- максимальная бомбовая нагрузка 4 000 килограммов,
- вооружение 3×12,7-милиметровые пулемёта УБ,
- экипаж 4 человека.
При такой же взлётной массе и мощности двигателей немецкий Не-111 уступал Ер-2 как по дальности и скорости полёта, так и по бомбовой нагрузке. В 1943 году Ер-2 переоснастили дизелями А. Д. Чаромского:
- дальность выросла до 5 000 километров,
- бомбовая нагрузка - до 6 000 килограмм,
- потолок снизился до 7 200 метров.



ЕР-2 (ДБ-240).

Создатели истребителя ЛаГГ-3 - одного из массовых самолётов Великой Отечественной войны.

Война в Испании (1936-1939) обнаружила наметившееся отставание нашей истребительной авиации: Германия продемонстрировала там новый истребитель Мессершмитта (Ме-109), и правительство приняло решение о срочном создании самолётов нового поколения. Одним из них, наряду с поликарповским И-200 (МиГ-1) и яковлевским Як-1, стал ЛаГГ-3, созданный в ОКБ-301 под руководством В. П. Горбунова. Его ближайшими помощниками были М. И. Гудков и С. А. Лавочкин. От трёх этих фамилий произошла и аббревиатура названия самолёта (хотя принята она была не в порядке вклада каждого конструктора, а из соображений благозвучности). Истребитель имел мощное вооружение, исключительно высокую живучесть и, что особенно важно, изготавливался из недефицитных материалов: сосны и пропитанной смолами фанеры («дельта-древесины») - материала в несколько раз более прочного, чем обычная древесина, хотя и вдвое более тяжёлого. Минусом была недостаточная для большого веса самолёта мощность двигателя, поэтому в манёвренности и скороподъёмности ЛаГГи уступали Ме-109. Тем не менее истребители сыграли важную роль в войне, особенно в первый период. 10 октября 1940 года ЛаГГ-3 был принят к серийному производству, после чего триумвират авторов распался.

Горбунов Владимир Петрович.

Горбунов Владимир Петрович (1903-29.07.1945) - один из создателей ЛаГГ-3. Родился в семье крестьянина. Окончил реальное училище и Ленинградскую военно-техническую школу, служил лётчиком-инструктором, был в числе первых выпускников МАИ (1931). Работал в КБ А. Н. Туполева, участвовал в разработке чертежей и внедрении в серийное производство самолётов ТБ-3, Р-6, СБ. Вместе с В. Ф. Болховитиновым проектировал тяжёлый бомбардировщик ДБ-А. С 1937 года - начальник самолётного отдела в наркомате оборонной промышленности СССР, с 1939 начальник отдела в только что созданном наркомате авиапромышленности (НКАП) а с сентября 1939 года - начальник ОКБ-301, где и был создан ЛаГГ-3. В конце 1940 года был направлен главным конструктором на завод в Таганроге для скорейшего внедрения там ЛаГГ-3 в производство. После эвакуации завода в Тбилиси В. П. Горбунов занимался там совершенствованием самолёта. В 1944 году КБ Горбунова перевели в Дубну с задачей заниматься самолётами с реактивными двигателями, но через год Владимир Петрович трагически погиб. Похоронен он в колумбарии Донского монастыря.



ГОРБУНОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ.

Гудков Михаил Иванович.

Гудков Михаил Иванович (21.12.1904-10.03.1983) - один из создателей ЛаГГ-3. Родился в семье рабочего. Получил военное образование, служил лётчиком, окончил МАИ (1934), работал на авиазаводах, начальником КБ Опытного отдела в ЦАГИ, с 1937 года - под руководством В. П. Горбунова. После отъезда Горбунова в Таганрог Гудков возглавил ОКБ-301. В сентябре 1941 года под его руководством ЛаГГ-3 был переделан под мощный мотор воздушного охлаждения А.Д. Швецова АШ-82. Новый самолёт, названный Гу-82, на полгода раньше самолёта С. А. Лавочкина Ла-5 успешно прошёл испытания, но из-за странной позиции НКАП не был запущен в серийное производство. Дальнейшая судьба М. И. Гудкова сложилась драматически. Разработанный им скоростной истребитель Гу-1 с мощным вооружением и большой дальностью полёта при испытании (1943) разбился, лётчик погиб. Историки авиации считают, что большая часть вины лежала на заводе-изготовителе, но НКАП всю вину возложил на Гудкова и от конструкторской работы его отстранил. В последующие годы Михаил Иванович занимал непримечательные должности. Похоронен он на Преображенском кладбище Москвы.

Лавочкин Семён Алексеевич.

Лавочкин Семён Алексеевич (11.09.1900-9.06.1960) - один из создателей ЛаГГ-3. Родился в Смоленске в семье меламеда (учителя в еврейской школе). В годы Гражданской войны воевал в РККА, в 1927 году окончил МВТУ, работал в КБ Ришара, затем в КБ Лявиля (приглашённых иностранцев, ни один самолёт которых не был принят в серийное производство). В 1937 году перешёл в Наркомат вооружения, затем в Наркомат авиапромышленности, где работал в отделах, руководимых В. П. Горбуновым. С осени 1939 года - в ОКБ-301 Горбунова. В конце 1941 года с большой частью сотрудников ОКБ переехал в Горький (Нижний Новгород), где разворачивалось производство ЛаГГ-3, и возглавил ОКБ-21. Там, через полгода после М. И. Гудкова, оснастил ЛаГГ-3 мощным мотором АШ-82, и самолёт под именем Ла-5 был запущен в серийное производство. По массовости в годы войны он (вместе с Ла-7) стал вторым истребителем после «Яков». При разработке Ла-5 была использована техдокументация на самолёт Н. Н. Поликарпова И-185. После войны Лавочкин создал третий по счету (после Як-15 и МиГ-9) отечественный реактивный истребитель, позднее его КБ (ныне «НПО имени С. А. Лавочкина») занималось ракетной тематикой. Похоронен Семён Алексеевич на Новодевичьем кладбище Москвы.



ЛАВОЧКИН СЕМЁН АЛЕКСЕЕВИЧ.

Истребитель ЛаГГ-3.

Истребитель ЛаГГ-3 с двигателем водяного охлаждения В. Я. Климова М-105 мощностью 1 050 лошадиных сил:
- взлётная масса 3 346 килограммов,
- максимальная скорость 575 километров в час,
- дальность 1 100 километров,
- потолок 9 500 метров,
- вооружение: 3×12,7-миллиметровых пулемёта УБ,
- 2×7,62-миллиметровых пулемёта ШКАС.
В более поздних сериях самолёт вооружали также 20-миллиметровыми пушками ШВАК. Изготовлено в 1941-1944 годах 6 528 штук. В процессе серийного производства пришлось ввести некоторые упрощения в конструкцию, что привело к утяжелению машины и снижению её скорости.



ИСТРЕБИТЕЛЬ ЛАГГ-3.

Создатели «Катюши».

Создатели «Катюши», гвардейского реактивного миномёта («реактивной системы залпового огня»), одного из самых сокрушительных видов оружия Второй мировой войны. Ничего подобного ни противники, ни союзники создать не могли. Боевые реактивные снаряды применялись ещё в войнах XIX века - до тех пор, пока не появилась нарезная артиллерия. Ей они уступали почти по всем параметрам - дальнобойности, кучности (меткости), скорострельности. Чтобы устранить эти недостатки, нужно было решить множество задач:
- создать эффективное топливо,
- разработать совершенную конструкцию снарядов, систему их запуска,
- способы стабилизации в полёте,
- пусковые установки и так далее и тому подобное.
Все эти задачи были успешно решены, хотя и потребовали многих лет поистине самоотверженного труда большого коллектива, во главе которого стояли гении - они и были генераторами идей.

Тихомиров Николай Иванович.

Тихомиров Николай Иванович (1859-1930) - учёный-химик, изобретатель в области ракетной техники, основатель и первый руководитель Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в Ленинграде (1921), занимавшейся созданием боевых ракет на бездымном порохе, состав которого был разработан под его руководством. Ещё до революции прославился изобретением особых фильтров, широко применявшихся во всем мире на сахарных, маслобойных и других заводах. Посмертно удостоен звания Героя Социалистического Труда (1991).



ТИХОМИРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ.

Артемьев Владимир Андреевич.

Артемьев Владимир Андреевич (1885-1962) - офицер Русской Армии, конструктор, ближайший помощник Н. И. Тихомирова, создал первую ракету на бездымном порохе, успешно испытанную в 1928 году. Автор множества разработок в области военной техники, востребованных в годы Великой Отечественной войны. После войны работал главным конструктором в ряде НИИ. В 1922-1925 годах «за участие в шпионаже» был в заключении. Награждён Георгиевским крестом, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и двумя Сталинскими премиями. Посмертно удостоен звания Героя Социалистического Труда (1991).



АРТЕМЬЕВ ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ.

Петропавловский Борис Сергеевич.

Петропавловский Борис Сергеевич (1898-1933) - военный инженер, начальник ГДЛ (1930-1931), руководил испытаниями реактивных снарядов (РС) различных калибров и назначения с использованием многозарядных и однозарядных авиационных и наземных пусковых станков. Умер от скоротечной чахотки, простудившись во время испытаний. Посмертно удостоен звания Героя Социалистического Труда (1991).



ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ БОРИС СЕРГЕЕВИЧ.

Клеймёнов Иван Терентьевич.

Клеймёнов Иван Терентьевич (1898-1938) - военный инженер, начальник ГДЛ (1932-1933), после объединения ГДЛ с московской ГИРД - директор РНИИ (1933-1937), один из главных разработчиков РС для самолётов и многоствольных миномётов. При нём РС-82 миллиметра был успешно испытан и принят на вооружение истребительной авиации (1937), прекрасно зарекомендовав себя во время боёв на Халхин-Голе (1939). Арестован и расстрелян как «вредитель». Посмертно удостоен звания Героя Социалистического Труда (1991).



КЛЕЙМЁНОВ ИВАН ТЕРЕНТЬЕВИЧ.

Лангемак Георгий Эрихович.

Лангемак Георгий Эрихович (1898-1938) - офицер Русской Армии, военный инженер, начальник сектора пороховых ракет ГДЛ (1928-1933), главный инженер РНИИ (1934-1937). Вместе с И. Т. Клеймёновым довёл разработку реактивных снарядов РС-82 миллиметра и РС-132 миллиметра до уровня практического применения, открыл «закон подобия», знание которого позволило аналитическим путём определять оптимальную геометрию сопла реактивного двигателя без дорогостоящих экспериментов. Арестован и расстрелян одновременно с Клеймёновым. Посмертно удостоен звания Героя Социалистического Труда (1991).



ЛАНГЕМАК ГЕОРГИЙ ЭРИХОВИЧ.

Лужин Василий Николаевич.

Лужин Василий Николаевич (1906-1955) - инженер-конструктор, главный инженер РНИИ (1938-1940). Автор ряда принципиальных идей по совершенствованию конструкции реактивных снарядов, которые позволили устанавливать их не только на самолёты, но и на сухопутные боевые машины. В 1940 году, вскоре после успешного завершения испытаний «катюш», он по доносу был осуждён на 8 лет лагерей. Посмертно удостоен звания Героя Социалистического Труда (1991).



ЛУЖИН ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ.

Реактивная установка БМ-13.

Реактивная установка БМ-13 с 16 реактивными снарядами РС-132 калибра 132 миллиметра на шасси 3-осного автомобиля ЗиС-6. Выпускались также установки с 24 РС-82 калибра 82 миллиметра. Впервые РС-82 были успешно применены - в боях на Халхин-Голе в 1939 году. Их подвешивали к крыльям истребителей, которые в полёте сами служили «направляющими». В результате, повышалась точность поражения целей, а к начальной скорости снаряда добавлялась скорость самолёта, что увеличивало дальность РС.



РЕАКТИВНАЯ УСТАНОВКА БМ-13.

Создатели «малых охотников».

«Малые охотники», «МО», «мошки» (как их с любовью называли моряки) были одними из самых массовых боевых кораблей в годы войны. Небольшие по размерам (можно было перевозить по железной дороге), быстроходные, из-за малой осадки неуязвимые для торпед, с хорошей мореходностью и высокой манёвренностью, они служили не только охотниками за подводными лодками противника, но и минными тральщиками, и минными заградителями, и сторожевыми кораблями, и десантными. Они ставили дымовые завесы, вели огневую разведку береговых батарей и зачастую успешно заменяли собой дорогостоящие эсминцы. Они доставляли боеприпасы защитникам Севастополя и эвакуировали раненых. Непотопляемость их была легендарной: бывали случаи, когда они приходили на базу даже с оторванным носом. На их счету много уничтоженных подводных лодок, береговых огневых точек и даже несколько десятков самолётов противника.
Для нашего ВМФ «мошки» были тем же, что «По-2» для ВВС. Каждый раз, когда боевая обстановка ставила новую неожиданную задачу, мысль командования обращалась к «МО». Их боевые заслуги были оценены по достоинству: 9 дивизионов малых охотников стали Гвардейскими или Краснознамёнными. Первые малые охотники типа МО-2 были разработаны 1933-1934 году в Ленинграде под руководством талантливого инженера В. И. Тягунова по заданию ВМФ и Управления погранвойск НКВД. Корабли предназначались в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морской погранохраны, а в военное - для борьбы с подводными лодками противника. Конструкция оказалась исключительно удачной как по своим тактико-техническим характеристикам и простоте эксплуатации, так и по дешевизне изготовления. Корпус судна - деревянный с трёхслойной обшивкой из сосновых досок, разделённый 9 водонепроницаемыми переборками (что обеспечивало высокую непотопляемость):
- водоизмещение - 52 тонны,
- длина - 26,2 метра,
- осадка - всего 1,4 метр,
- полная скорость хода - 26 узла,
- дальность плавания экономическим ходом (16 узлов) - 450 миль,
- автономность плавания - 2 суток,
- силовая установка - три бензиновых мотора мощностью по 750 лошадиных силы,
- экипаж - 16 человек (в том числе 2 офицера и 2 мичмана).
Корабль был хорошо вооружён:
- 2×45-миллиметровых полуавтоматические пушки 21-К,
- 2×12,7-миллиметровых пулемёта ДШК,
- 20 противолодочных бомб,
- 4 мины.
Всего в 1935-1936 годах было построено 27 единиц. Дальнейшее совершенствование корабля с устранением выявленных недостатков выполняли уже другие люди - репрессированные инженеры, работавшие в ОКТБ-29 НКВД («шарашке») род руководством опытного кораблестроителя С. В. Пугавко. Создатели МО-2 были арестованы в ходе репрессий после убийства Кирова. Новый охотник получил индекс «МО-4». Он был чуть длиннее и шире, чем МО-2, но, имея более мощные моторы, обладал большей дальностью, скоростью и автономностью, и мог брать больший запас бомб и мин. К сожалению, сведений о жизни и деятельности В. И. Тягунова, С. В. Пугавко и их ближайших сотрудников найти не удалось.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Валерий Габрусенко.

Subscribe

  • НОВАЯ РУССКАЯ ИДЕЯ.

    О новой Русской Идее и Идеальной Идеологии. «Стучите, и отворят вам». Россия - богохранимая страна. Поэтому, не смотря на все проблемы в…

  • ПРОЕКТ ПРОМЕТЕЙ. ХАОС НЕИЗБЕЖЕН. ЧАСТЬ 14.

    Источник - РОССИЯ-СЕГОДНЯ. Мой ответ видеокомпании «Интерра-ТВ». Хаос неизбежен - зарубите это себе на носу. Лишь от нас зависит, большой кровью…

  • ЯКУПОВ ФАИЛЬ РАМЗИЕВИЧ.

    Наши авторы, входящие в состав научно-исследовательской группы «Прометей». Якупов Фаиль Рамзиевич родился в свердловской области…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments