Русский писатель Андрей Малышев четыре раза номинировался на Нобелевскую премию. Его книги - своеобразное объединение военных лет и нынешней реальности. Что такое подвиг? Почему мечта Альфреда Нобеля избита и исковеркана его последователями? Об этом и не только - в интервью «Слово и Дело».
- Андрей Валентинович, как литература пришла в Вашу жизнь? Почему начали писать свои произведения?
- Все просто, сочинительством занимался с детства, писал немудреные стихи, сказки и даже песни - благо, учился в музыкальной школе и имел неплохой голос и слух. К серьезной литературе пришел гораздо позднее - с тем, чтобы сказать правду.
- После армии Вы поступили на службу в МВД. Почему решили посвятить свою жизнь этой деятельности?
- Действительно, после службы в рядах Советской Армии, поступил на службу в Сокольский ГОВД УВД Вологодской области, где прослужил с 1984 по 2003 год. Служил людям, потому как считал, да и считаю эту службу важной. Именно в милиции раскрываются все лучшие и худшие качества человека. Не каждому дано быть рыцарем правопорядка, который душу свою положит за други свои. И ушел в 2003 году по ухудшению здоровья, после травм и ранений, связанных со спасением людей.
- Во время службы не переставали писать?
- Писал, но к сожалению, гораздо реже, чем сейчас, ибо тогда служил Родине и ее многострадальному народу.
- Герои Ваших произведений имеют прототипы в жизни?
- Имеют. По сути, вся моя повесть «Истина лейтенанта Соколова» автобиографична и реальна. Также реальную подоплеку имеет и известная моя повесть «Утренняя звезда». Правда там, слава богу, все было проще и прозаичнее. Когда поступил ночной вызов по факту нападения всяких пьяниц на далекий детский лагерь, я не взял тогда прикомандированных ко мне девчат, а уехал в ночную неизвестность один. Бог дал тогда силы мне, и все завершилось весьма хорошо. Одно удивило: когда уже под утро вернулся в свой опорный пункт правопорядка - ни одна молодая девушка не ушла, а все ждали меня, волнуясь и переживая.
- Как пишут литературные издания, Ваши книги - своеобразная перекличка героических военных лет и противоречивой реальности современности. В чем заключается это противоречие?
- Достаточно взять мою новеллу «Ангелы улиц». В ней дед (фронтовик) и его внук (полицейский) совершают высокий подвиг, спасая детей. Если фронтовик незыблемо верит в будущее своей Родины и ее детей, то у нашего лейтенанта-современника, увы, такой уверенности нет. Но он погибает, спасая девчушку, потому что не может иначе.
- Что такое подвиг? Вы смогли себе ответить на этот вопрос?
- Лучше всех об этом сказал Иисус Христос:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Я помню случай, когда в поселке Литега Сокольского района, Вологодской области, озверевший нелюдь захватил в заложницы кроху, грудного ребенка. У меня был жесткий приказ: не влезать, наблюдать и ждать группу захвата. Но когда этот нелюдь вознамерился топором расчленить кроху в своей забаррикадированной квартире, вот тогда чувства любви и милосердия тронули душу мою. Я пошел на штурм и, выбивая собой двойные стекла, под ударами топора изверга спас ребенка.
- Следите за современными авторами?
- Извините, но нет! Как-то прочитав рассказ «Винтовка» современной авторши Яхиной, я и моя семья смеялись так, что Задорнов с Никулиным стояли в сторонке и нервно курили. Вот почему я не читаю современных авторов и не выдвигаюсь на все их дутые и липовые премии и экранизации. По этому поводу мне метко заметил Сергей Михайлович Миронов. Он сказал, что я пишу правду, которая не нужна никому, и из-за этого не буду обласкан ни премиями, ни экранизациями - ни в России, ни за рубежом. Ибо правдолюбцы никому не нужны.
- Какие книги советуете почитать молодежи, чтобы понять, что такое настоящий подвиг?
- Настоящие. В первую очередь Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Николая Островского! А на тему подвига - прекрасную прозу моего любимого Бориса Васильева. Вот какая современная литература и кино как воздух нужны нашей молодежи.
- Кстати, Вы четыре раза выдвигались на Нобелевскую премию. Как думаете, почему не смогли завоевать сердца членов конкурсной комиссии?
- Постараюсь быть кратким. Во-первых, солидарен с Мироновым, который за меня ранее уже ответил на данный вопрос. Убеждаюсь, что мечта Альфреда Нобеля избита и исковеркана его последователями. Вы только посмотрите за какую гадость дают сейчас премию в области литературы - стыд и позор. Да и политизирована сейчас эта премия донельзя.
- Сейчас рынок литературы пытаются завоевать все. Стали появляться авторы, которые пишут работы для знаменитых людей. Как считаете, к чему может привести такая тенденция?
- Она уже привела. Такие «творения» читать нормальным людям не рекомендуется от слова совсем! Неужели вас заинтриговали бы мысли «литературных рабов»? С этим позорнейшим явлением необходимо заканчивать.
Нелли Белова.