Рисунок 1. Изменение использования энергии (кг нефтяного эквивалента) на 1000$ ВВП в период с 2001 по 2018 гГ.
Крупные энергетические субсидии были отличительной чертой экономики региона и основной причиной растущей неэффективности использования энергии. Согласно отчету МВФ за 2019 г, энергетические субсидии в регионе MENA составляют около 13% ВВП региона, с ошеломляющей цифрой в 111 млрд$ для ИРИ или 25% его ВВП. Согласно другому исследованию, охватившему более 20 стран, только 7% льгот от топливных субсидий достигли нижнего квинтиля домохозяйств по сравнению с 43% для верхнего квинтиля. Таким образом, хотя энергетические субсидии часто оправдываются как мера борьбы с бедностью, они представляют собой значительную "утечку выгод" для богатых.
Неэффективное потребление энергии отрицательно сказалось на качестве воздуха в регионе MENA. В восьми странах Ближнего Востока и Северной Африки - Бахрейне, АРЕ, ИРИ, Ираке, Кувейте, Катаре, КСА и ОАЭ - расположены 29 из 100 самых загрязненных городов мира согласно концентрациям PM10. Потеря благосостояния, связанная с загрязнением воздуха в странах Ближнего Востока и Северной Африки, оценивается примерно в 154 млрд$ в год или 2% ВВП. Преждевременная смертность также связана с заболеваниями, связанными с загрязнением воздуха в регионе. В одном только ИРИ загрязнение воздуха обходится экономике примерно в 13 млрд$ в год, или более чем 3% ВВП ИРИ
В частности, одна отрасль промышленности несет большую ответственность за такие высокие уровни загрязнения в регионе: производство электроэнергии (EP). Население и ВВП MENA выросло на 150% и 220% соответственно за последние четыре десятилетия. Однако его EP увеличился примерно на 600%. Этот показатель значительно выше, чем во всех других регионах, за исключением Восточной Азии, где EP вырос на 680% за тот же период.
Такой быстрый рост производства электроэнергии в странах MENA привел к серьезным экологическим проблемам для региона, поскольку более 98% электроэнергии вырабатывается за счет ископаемого топлива. В результате электроэнергетический сектор MENA является одним из самых экологически вредных в мире. Это особенно верно для стран MENA, где доля печного топлива в производстве электроэнергии значительна: Ливан (94%), Ирак (92%), Кувейт (71%), КСА (42%) и ИРИ (26%). В то время как природный газ постоянно становится основным топливом для производства электроэнергии в странах MENA - на его долю в 2019 г приходится около 65%, - мазут, который сильно загрязняет окружающую среду, по-прежнему является основным топливом, используемым на электростанциях региона. В 2019 г более 30% всей электроэнергии, произведенной в регионе MENA, было произведено с использованием топочного мазута.
В то время как остальной мир продвигается вперед с возобновляемыми источниками энергии, богатые углеводородами экономики MENA существенно отстают. Из всех регионов мира в странах MENA самая низкая доля возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления. На возобновляемые источники энергии - не включая гидроэнергетику - приходится менее 1,5% всей выработки электроэнергии в регионе MENA, что значительно ниже среднемирового показателя, составляющего более 10%.
Это так, даже несмотря на то, что MENA обладает огромным потенциалом возобновляемых источников энергии, а именно солнечной и ветровой энергии. Производство электроэнергии на солнечных фермах, солнечных тепловых электростанциях и фотоэлектрических элементах экономически наиболее оправдано в районах с ежедневным прямым нормальным облучением (DNI) более 5 кВтч на квадратный метр. Как видно на Рисунке 2, это верно почти во всем регионе MENA (показано желтым, оранжевым, красным, пурпурным и темно-пурпурным оттенком), в то время как по крайней мере половина стран MENA имеет рейтинги DNI более 6,4 кВтч на квадратный метр. С технической точки зрения, регион обладает потенциалом производства солнечной энергии, который составляет от 50% до 60% от общего мирового спроса на электроэнергию.
Рисунок 2. Прямое нормальное облучение в MENA.
Что касается энергии ветра, большие территории региона MENA обладают значительными ресурсами. Как видно на Рисунке 3, более чем в трех четвертях региона MENA - областях, заштрихованных зеленым, желтым, оранжевым, красным и фиолетовым - средняя скорость ветра превышает 5 метров в секунду на высоте 50 метров, что составляет минимальная скорость ветра, необходимая для развития ветряных электростанций промышленного масштаба.
Рисунок 3. Скорость ветра в странах Ближнего Востока и Северной Африки на высоте 50 метров.
Соглашения о покупке электроэнергии (PPA) и льготные тарифы (FiT) - это механизмы политики, предназначенные для поощрения инвестиций в ВИЭ путем предложения долгосрочных контрактов и компенсаций на основе затрат. PPA обычно длятся 15-25 лет, а компенсации по FiT превышают рыночные розничные цены на электроэнергию. На данный момент только пять стран MENA - Алжир, АРЕ, ИРИ, Израиль и Иордания - имеют своего рода PPA, чтобы стимулировать производство электроэнергии с помощью ветровых и / или солнечных источников. Однако FiT, предлагаемые этими PPA, недостаточно привлекательны, чтобы ускорить развитие ветровой и солнечной энергетики в этих странах.
На первый взгляд кажется, что у региона нет достаточных финансовых ресурсов, чтобы стимулировать развитие ветровой и солнечной энергетики. Однако сокращение ежегодных субсидий на ископаемое топливо всего на 5% высвободит адекватные финансовые ресурсы для правительств стран Ближнего Востока и Северной Африки для субсидирования минимального FiT, необходимого для развития ветряных электростанций, которые могут удовлетворить 10% всего спроса на электроэнергию в регионе. Кроме того, менее 40% годовых субсидий на ископаемое топливо достаточно для покрытия капитальных затрат и затрат на техническое обслуживание тысяч турбин на таких фермах в течение 20-летнего периода.
Инвестиции в сектор ВИЭ в странах Ближнего Востока и Северной Африки выросли примерно в 10 раз за последнее десятилетие - примерно с 1,2 млрд$ в 2008 г о более чем 11 млрд$ в 2016 г, - в этом направлении необходимо сделать гораздо больше. Центральное место в этом процессе занимает существенная реформа субсидий на ископаемое топливо.