Несмотря на кажущиеся сближение между Пекином и Москвой за последнее десятилетие, похоже, что, если две страны не смогут достичь соглашений, которые установят границы зон влияния, высока вероятность того, что Пекин и Москва могут оказаться в борьбе за власть, которая приведет к реальному конфликту, учитывая их взаимные интересы в регионе. Важно отметить, что хотя РФ привыкла к присутствию США в этом регионе, новая политика КНР в отношении Ближнего Востока является новой для россиян, которые привыкли иметь дело с китайцами в другом регионе мира. КНР, сверхдержава, которая будет более влиятельным в экономической и других сферах, особенно если США займут менее интервенционистскую позицию. РФ в последнее время усиливает свое присутствие, стремится сохранить свое влияние на Ближнем Востоке по экономическим, а также политическим и военным причинам. Учитывая возможность того, что политика новой администрации Вашингтона "Поворот в сторону Азии" увеличит вакуум на Ближнем Востоке, этот шаг откроет двери для КНР, чтобы расширить свое участие на Ближнем Востоке, учитывая важность инициативы "Один пояс, один путь". (BRI), и, таким образом, две державы могут оказаться в борьбе за господство на Ближнем Востоке, в борьбе, которая может нанести ущерб прочным отношениям между этими державами.
После распада СССР, КНР и РФ стремились к более конструктивному партнерству, которое позже стало "стратегическим партнерством". Во время визита президента КНР Си Цзиньпина в Москву в 2013 г Путин отметил, что между двумя странами складываются особые отношения.
Две страны смогли установить тесные военные, экономические и политические отношения, поддерживая друг друга по различным глобальным вопросам. РФ и КНР совершили совместное патрулирование бомбардировщиков над Тихим океаном в июле 2019 г и снова в декабре 2020 г.
Хотя КНР и РФ, как может показаться укрепили свои отношения, остаются препятствия для тесного сотрудничества. Например, российские комментаторы все чаще выражают озабоченность по поводу амбиций и влияния КНР в Средней Азии, области, которая исторически входила в сферу влияния РФ. Российские лидеры выражают растущую озабоченность по поводу инвестиций КНР в богатый энергоресурсами, но малонаселенный Дальний Восток РФ. Ближний Восток - это новый театр потенциальных трений между двумя державами. Становится необходимым изучить прошлую политику каждого, чтобы определить потенциал для сотрудничества - или конфликта - в этой зоне.
Исторически сложилось так, что Ближний Восток (или Западная Азия, как его называет министр иностранных дел КНР) имел малое или среднее значение для внешней политики КНР. Однако стремительное восхождение КНР на мировую арену в качестве глобальной державы изменило его стратегическую позицию, и его амбиции расширились на запад.
У КНР есть серьезные и стратегические интересы на Ближнем Востоке, особенно с учетом того, что в этом регионе находятся шесть из десяти основных китайских источников нефти, важнейшего ресурса для его экономического роста. Из-за большого аппетита к нефти, КНР теперь импортирует больше нефти, чем США; в качестве примера можно привести, что США импортируют из КСА 1,03 млрд$ по сравнению с 9,34 млрд$ в КНР .Таким образом, в последние 10-15 лет главный интерес Пекина в регионе заключался в обеспечении надежного и свободного потока нефти. Отсутствие у КНР возможностей проецирования силы в регионе ограничивает возможности КНР с точки зрения прямого вмешательства, когда он сталкивается с соперниками, такими как США и РФ на Ближнем Востоке. Таким образом, КНР ограничился продвижением экономического сотрудничества и инфраструктурных проектов и использованием мягкой силы, такой как 16 институтов Конфуция, оказывающих огромное влияние на арабское население; популярная культура, такая как фильмы, телешоу и книги. КНР избегает вмешательства во внутреннюю политику стран, пытаясь наладить дружеские отношения даже с конфликтующими странами, такими как Израиль и ИРИ.
Когда КНР поставил перед собой цель инвестировать сотни млрд$ в объединение инфраструктуры и торговли с Центральной Азией, Южной Азией, Африкой и ЕС путем развития наземной транспортной инфраструктуры, Ближний Восток был важнейшим компонентом плана. В прошлом Ближний Восток служил важной торговой зоной и транзитной остановкой для мировой торговли, это справедливо и сегодня. Таким образом, интересы КНР в регионе включают не только обеспечение безопасного и надежного потока нефти из региона, но и обеспечение геополитической стабильности, чтобы КНР мог продвигать свои проекты развития как на суше, так и на море.
Присутствие на море - создание КНР своей первой зарубежной военной базы в Джибути, а также возможная милитаризация пакистанского порта Гвадар способствует росту военного присутствия страны вблизи важнейших морских мест Ормузского пролива и Баб-эль-Мандеба. КНР также официально установил партнерские отношения с пятнадцатью странами Ближнего Востока, и многие из этих соглашений предполагают морское сотрудничество. КНР участвует в миссиях по борьбе с пиратством и морской безопасности в Аравийском море и Аденском заливе и провел крупномасштабные операции по спасению своих граждан из Ливии в 2011 г и Йемена в 2015 г. Между тем РФ уже имеет установленное присутствие в Средиземное море на военно-морской базе Тартус, и недавно было заключено соглашение с Суданом о создании военно-морской базой в Порт-Судане, что дает ВС РФ небольшую, но важную опору в Красном море. Тесная географическая близость между военно-морскими базами обеих стран и их совпадающие интересы в р-не Красного моря могут привести либо к сотрудничеству (например, совместные морские маневры с ИРИ), либо к конфронтации.
Продолжающиеся конфликты (например, в САР, Йемене и Ливии), хрупкая ситуация с безопасностью и угроза военной конфронтации между государственными и негосударственными субъектами увеличили спрос на оружие на Ближнем Востоке. Политика КНР по продаже оружия основана на экономической выгоде, часто дополняемой помощью в целях развития. Военные расходы КНР и производство оружия увеличились, и это может стимулировать китайский экспорт в регион. Философия китайского правительства в отношении экспорта оружия проистекает из его заинтересованности в поддержании стратегических отношений со странами Ближнего Востока для обеспечения перспектив для бизнеса и энергетики.
В целом КНР фокусируется на маломасштабном оружии, таком как БПЛА, для атак и шпионажа, в то время как РФ использует продажу оружия на Ближний Восток для стимулирования российской экономики и усиления своего военного и политического влияния на Ближнем Востоке. Москва рассматривает продажу оружия как еще одно средство увеличения зависимости "покупателя" от РФ и укрепления дипломатических и других отношений со странами, покупающими российское вооружение. РФ почти не имеет границ и готова продавать практически любое оружие почти любой стране Ближнего Востока.
В течение последних нескольких лет в рамках политики президента Си Цзиньпина КНР постепенно меняет свои устремления. Он наладил военное партнерство с ОАЭ для совместной разработки перспективных вооружений. Кроме того, поскольку КНР инвестирует в регион, многие государства обращаются к КНР, когда возникают блокировки в продаже оружия из США или Европы. Растущее распространение китайского оружия может привести Пекин к конфронтации с Москвой из-за роста рынка вооружений на Ближнем Востоке.
Ядерный экспорт является продолжением внешней политики обеих стран, поскольку обе страны стремятся обеспечить долгосрочное геополитическое влияние. Росатом в последние годы увеличила свою активность на Ближнем Востоке, конкретно в ИРИ, АРЕ, Иордании и Турции. Кроме того, компания открыла региональный офис в Дубае, чтобы воспользоваться планами ОАЭ и КСА по увеличению мощности ядерной энергетики. Единственная ближневосточная страна, где РФ не является ведущим экспортером, - это ОАЭ, где Южная Корея в рамках своей первой крупной ядерной экспортной сделки в 2009 г получила контракт на строительство четырех ядерных реакторов. Советская а теперь уже российская атомная промышленность идеальна для многих стран Ближнего Востока, потому что она недорогая и быстро доставляется. В отличие от США и других западных сателлитов, РФ не предусматривает определенных условий нераспространения. 21 сентября 2018 г. Министерство юстиции КНР опубликовало проект Закона об атомной энергии который призывает свою огромную ядерную промышленность обеспечить себе часть мирового ядерного экспортного рынка - в том числе на Ближнем Востоке. КНР и КСА сотрудничали в строительстве завода по извлечению уранового желтого кека из урановой руды, это свидетельствует о ядерной программе Эр-Рияда и о том, что он рассматривает возможность использования своей ядерной программы в военных целях, учитывая тот факт, что Yellowcake, полу-переработанная форма урана является важнейшим ингредиентом как для ядерных энергетических реакторов, так и для создания ЯО. Объект строится при содействии двух китайских компаний в удаленном пустынном месте недалеко от северо-западного саудовского города Ула, примерно На полпути между Мединой и Табуком, на безопасном расстоянии от ИРИ.
КНР и РФ идут на встречу друг-другу на Ближнем Востоке. В то время как Москва была вовлечена на Ближний Восток в течение относительно длительного времени, приход Пекина на Ближний Восток сравнительно недавний, но, вероятно, станет более обширным. Учитывая BRI и другие мегапроекты, позиции КНР на мировой арене и его присутствие на Ближнем Востоке расширяются, что, может привести к некоему ухудшению отношений между двумя державами, да и с учетом того, что РФ плавно становится (собственно как и всегда) буферным государством между КНР и "цивилизованным" миром - то будущее уже вполне себе очевидно.