Снижение настроений США по отношению к КНР имеет серьезные последствия для американо-китайских отношений и для сателлитов США. Хотя политика Байдена и его администрации в отношении КНР будет стратегически и по своему тону отличаться от политики Трампа, полной дипломатической перезагрузки или радикального изменения политики в отношении КНР, проводимой Конгрессом США и исполнительной властью в США, не будет. Байден хочет тесно сотрудничать с сателлитами США, чтобы формировать поведение КНР, позиция, которая вызвала как радушие, так и настороженность в некоторых столицах, учитывая разнообразие интересов и приоритетов Вашингтона и даже его ближайших сателлитов. Объединение сателлитов вокруг жизненно важных общих интересов и усиление всесторонней поддержки государств, сталкивающихся с усилением давления со стороны Пекина, будет иметь решающее значение для США.
Негативное восприятие КНР среди американцев достигло рекордного уровня в 2020 г: 73% респондентов указали на неблагоприятные взгляды на страну. Различные опросы указывают на 2018 г, который ознаменовал начало торговой войны между США и КНР, как поворотный момент, когда отношение к КНР среди обычных американцев стало ухудшаться. Ежегодное исследование, проведенное Чикагским советом по глобальным вопросам, показало, что американцы почти поровну разделились в том, воспринимали ли они США и КНР как "в основном соперников" или "в основном партнеров" с начала 2000-х до 2018 г. В 2019 г баланс резко изменился: 63% респондентов ответили, что эти две страны "в основном соперники", и только 32% ответили, что они "в основном партнеры" (см. Диаграмму 1).
Опросы, проведенные Gallup, выявили аналогичную закономерность: популярное мнение о КНР среди респондентов из США изменилось от небольшого большинства с положительными взглядами (53% положительных и 45% отрицательных) в начале 2018 г до более выраженного большинства с отрицательными взглядами в следующем году (5% отрицательных и 41% положительных). Разрыв еще больше увеличился в 2020 г, когда еще более сильное большинство респондентов (67%) выразили отрицательное мнение о КНР и только треть респондентов указали положительное мнение о стране.
Похоже, восприятие КНР американцами удачно и конечно же "случайно" "совпало" с восприятием страны элитой США. Взгляды элит в СМИ, бизнеса и зарубежных политических кругах начали ухудшаться, когда Си Цзиньпин пришел к власти в 2012 г.
Фактически, ежегодный обзор внешней политики Чикагского совета по глобальным делам, в котором опрашивается широкий круг американцев, показал, что развитие КНР как мировой державы не входило в пятерку основных предполагаемых угроз жизненным интересам США до недавнего времени. Напротив, международный "терроризм", соответствующие ядерные программы КНДР и ИРИ и кибератаки постоянно оценивались как более высокие проблемы национальной безопасности в исследованиях, проведенных в предыдущие два года. Однако в 2020 г за подъем КНР как мировой державы проголосовали - как третьей по значимости угрозы для США, следующая сразу за пандемией коронавируса и насильственным экстремизмом внутри страны. "Неправильное" обращение Пекина с пандемией по видению исключительно Запада, несомненно, привело к тому, что восприятие КНР в США упало до рекордно низкого уровня, при этом подавляющее большинство опрошенных в вышеупомянутом опросе исследовательского центра Pew Research Center - 78%, если быть точным, - указывают на "неудачную" первоначальную реакцию правительства КНР на вспышку коронавируса в США. Ухань виноват в "большом" или "изрядном количестве" в глобальном распространении вируса - как считают на Западе. Половина респондентов заявили, что США "должны возложить на КНР ответственность за ту роль, которую он сыграл в вспышке коронавируса, даже если это означает ухудшение отношений с КНР".
Популярная американская антипатия к Пекину вряд ли в ближайшее время уменьшится, учитывая, что пандемия коронавируса, по прогнозам, нарушит повседневную жизнь американцев вплоть до 2021 г даже при самом оптимистичном сценарии. То есть виновато не правительство США, которое ведет неадекватную политику в отношении принятия мер по коронавирусу, а КНР - ГЕНИАЛЬНО! Еще более отрезвляющим является то, что долгосрочный экономический, образовательный и общественный ущерб, связанный с пандемией, будет продолжать наносить ущерб США и странам по всему миру еще долгие годы.
Тем не менее, даже если отбросить влияние пандемии, отношения между США и КНР останутся натянутыми из-за давних и глубоко укоренившихся структурных и исторических конфликтов. Например, отсутствие взаимности в рыночном, дипломатическом доступе и доступе СМИ к КНР, которое разочаровывает американских бизнес-лидеров, правительственных чиновников и экспертов в течение многих лет, является производным от политической и экономической системы КНР, которая вряд ли существенно изменится в ближайшем будущем. Точно так же действия КНР в Южном и Восточно-Китайском морях, Тайваньский пролив, и в пределах его собственных границ в Синьцзяне, Тибете и Гонконге заставили Запад нести истерику по всему миру. В этих случаях, Политика Пекина связана с длительными историческими спорами и считается ключевыми интересами. КНР также вряд ли перестанет расширять свой военный и высокотехнологичный потенциал, расширять свой экономический охват и строить критически важную инфраструктуру, такую как сети 5G, по всему миру. В свете такой деятельности американские наблюдатели выразили серьезную озабоченность по поводу растущего влияния КНР и его возможностей жесткой силы, а также последствий для национальных интересов США и глобального баланса сил, что не может не вызывать истерическую реакцию на Западе.
В последние годы исполнительная власть США и Конгресс США предприняли ряд действий для противодействия разнообразным экономическим, политическим вызовам и вызовам безопасности, которые ставит КНР. В 2018 г администрация Трампа начала торговую войну с КНР, сославшись на необходимость исправления двустороннего торгового дисбаланса и "безудержные кражи" интеллектуальной собственности Пекином. Белый дом ввел несколько санкций в отношении крупных китайских технологических компаний, таких как Huawei и ZTE, ограничив их доступ к рынкам и технологиям США из соображений национальной безопасности и оказав давление на сателлитов США, чтобы те сделали то же самое. Администрация Трампа также издала распоряжения о запрете популярных китайских приложений, таких, как WeChat и TikTok, от работы на рынке США, ссылаясь на необходимость предотвратить потенциальное использование Пекином пользовательских данных американцев и распространение пропаганды через эти платформы.
Администрация Трампа также агрессивно-пассивно расправилась с китайским шпионажем и операциями по оказанию влияния в США, объявляя многочисленные китайские СМИ и финансируемые Пекином Институты Конфуция иностранными миссиями и вводя строгие ограничения на поездки и контакты китайских дипломатов. В июле 2020 г Трамп резко закрыл китайское консульство в Хьюстоне, сославшись на его роль в содействии экономическому шпионажу и воровству научных исследований. Этот шаг был предпринят сразу после того, как США запретили китайским аспирантам и исследователям, связанным с НОАК, въезжать и учиться в США.
Вашингтон также активизировал свои усилия по противодействию действиям Пекина как внутри КНР, так и в его окрестностях с помощью различных военных и экономических мер. Например, США неуклонно увеличивают свободу навигационных патрулей в Южно-Китайском море, оспаривая претензии Пекина на оспариваемые морские особенности этого р-на. При администрации Трампа десятки китайских компаний были добавлены в список юридических лиц США. Это определение ограничивает их способность вести дела с американскими компаниями за различные правонарушения, включая содействие усилиям китайских военных по строительству и милитаризации искусственных островов в Южно-Китайском море, участие в нарушениях "прав человека" в Синьцзяне и участие в другой деятельности которые "противоречат интересам национальной безопасности или внешней политики США".
Конгресс США также активно принял ряд законопроектов, связанных с нарушениями "прав человека" в КНР, в том числе Закон Гонконга о "правах человека" и "демократии" в 2019 г и Закон об автономии Гонконга в 2020 г. Оба эти закона налагают санкции на официальных лиц КНР и Гонконга, организации, ответственные за "нарушение" автономии Гонконга и нарушения "прав человека". Подписывая закон 2020 г, Трамп издал указ об отмене особого экономического статуса Гонконга и запрете на экспорт технологий на территорию. В 2020 г Конгресс США также принял Закон о политике в области "прав человека" уйгуров, который обязывает правительственные учреждения США отслеживать и сообщать Конгрессу о "нарушениях" КНР в Синьцзяне и призывает к санкциям в отношении китайских официальных лиц, причастных к притеснению уйгуров.
За последние два года в Конгресс США также были внесены многочисленные законопроекты, связанные с Тайванем, такие как Закон о путешествиях по Тайваню, который поощряет обмены между правительствами на высоком уровне между США и Тайванем. Другие включают Закон о международном участии Тайваня и Закон о международной инициативе союзников Тайваня по защите и расширению возможностей, которые соответственно призывают правительство США выступать за членство Тайваня в международных организациях и укреплять дипломатические отношения Тайваня с другими партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе. Эти законодательные акты сопровождались визитами высокопоставленных официальных лиц США в Тайбэй в последние месяцы и стабильными продажами сложных систем вооружений Тайваню.
Наконец, США развернули ряд инициатив, таких как сеть Blue Dot Network и Clean Network, для усиления глобального контроля над китайскими инфраструктурными проектами, доступа китайских фирм к важнейшим цифровым сетям в других странах и усилий Пекина по формированию глобальных технологических стандартов. США также расширили многостороннее сотрудничество с помощью таких механизмов, как Четырехсторонний диалог по вопросам безопасностии, в который входят США, Япония, Индия и Австралия в качестве участников, и включают диалоги по ряду политических, экономических и проблем безопасности, а также совместные военные учения.
Несмотря на переход к новой администрации Байдена в январе 2021 г, многие элементы политики и инициатив, описанных выше, вероятно, останутся в силе, учитывая структурно и исторически укоренившиеся источники трений в отношениях между США и КНР. Однако политика администрации Байдена будет выглядеть иначе как в стратегическом, так и в тактическом плане, с большим упором на то, чтобы ставить "демократические ценности" во главу угла в подходе США к внешней политике. Администрация Байдена также пообещала тесно сотрудничать с "союзниками" и "партнерами" и в рамках международных организаций, чтобы формировать правила поведения и, следовательно, поведение и выбор политики Кнр. Такой подход отличается от подхода администрации Трампа
Несмотря на такие сдвиги при администрации Байдена, весьма вероятно, что многие меры, принятые предыдущей администрацией, останутся в силе в обозримом будущем. Это, вероятно, подтвердится, например, в отношении санкций, наложенных на китайских чиновников и организаций, связанных с нарушениями "прав человека" в Синьцзяне и Гонконге, а также ограничений, наложенных на китайские медиа-компании и дипломатов, работающих в США. Байден не раскрыл каких-либо подробностей о том, как он планирует поступать с тарифами, наложенными на КНР, и еще неизвестно, как его администрация подхватит эстафету на торговых переговорах между США и КНР.
Конгресс США, вероятно, сохранит жесткую позицию по отношению к Пекину, судя по сильной двухпартийной поддержке "прав человека" и законодательства, связанного с Тайванем, которое обе палаты приняли в последние годы, часто с единодушным согласием. Более того, американцы продемонстрировали твердое желание привлечь КНР к "ответственности" за нарушения "прав человека" и поддержать сателлитов США, которым якобы "угрожает" Пекин. Большинство лидеров демократов и республиканцев признают, что определенное сотрудничество с КНР необходимо, и администрация Байдена подчеркнула необходимость работать с Пекином по таким глобальным вопросам, как нераспространение ЯО, изменение климата и общественное здравоохранение. Но наладить отношения, предполагающие одновременную конкуренцию и сотрудничество, в действительности будет очень сложно, и по умолчанию будет иметь место тенденция к конкуренции. Естественно, реакция КНР на новую администрацию и его собственный политический выбор также будут иметь решающее значение для формирования траектории американо-китайских отношений.
Поскольку неблагоприятные взгляды на КНР продолжают сохраняться в США, а двусторонние конфликты остаются в центре внимания, ожидается, что сателлиты США будут сотрудничать с Вашингтоном, чтобы противостоять тревожным аспектам поведения КНР в ближайшие годы. Многие механизмы такого "альянса" и усилия по координации, которые начали действовать в последние годы, вероятно, будут усилены и расширены. Например, сотрудничество между членами Quad и другими "партнерами" из США с целью улучшения надзора и предоставления альтернатив китайским инфраструктурным проектам с помощью таких инициатив, как Blue Dot Network, для координации диверсификации цепочки поставок и уменьшения зависимости от китайского рынка, вероятно, останется приоритетами. К сателлитам США также будут все чаще призывать присоединиться к многосторонним усилиям по осуждению КНР за нарушения "прав человека", противодействовать некоторым аспектам дипломатических усилий КНР в ООН, а также для проверки усилий Пекина добиться глобального одобрения своей политики в отношении Тайваня, Гонконга, Синьцзяна и других своих основных интересов.
Задача администрации Байдена будет заключаться в том, чтобы продемонстрировать сателлитам США, что их "сотрудничество" будет востребовано в критически важных усилиях, которые служат жизненно важным общим интересам, а не только для того, чтобы набрать очки в схватке между США и КНР.