
Соглашение о прекращении огня предусматривало транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахичеванью, что подогревает интересы Турции о создании стратегического коридора к Каспийскому бассейну и Центральной Азии.
Алиев неоднократно заявлял, что от транспортного сообщения выиграют не только Азербайджан, Армения и РФ, но также Турция и ИРИ. Например, 7 января он сказал, что Азербайджан получит доступ к турецкому рынку через Нахичевань, что будет установлено ЖД сообщение между Турцией и РФ и что Армения получит ЖД сообщение с РФ и ИРИ через Азербайджан. Среди транспортных проектов основное внимание уделяется коридору из материкового Азербайджана в Нахичевань через 42-километровую полосу, которую образует между ними армянский р-н Зангезур. В свою очередь, Армения могла бы получить новые наземные маршруты в РФ через Азербайджан в качестве альтернативы существующему сообщению через Грузию, которое часто нарушается сильным снегопадом, дождем и оползнями в Верхнем Ларсе, - пограничном переходе между Грузией и РФ. Частое закрытие перехода наносит огромный экономический ущерб Армении, поскольку 80% ее грузопотока приходится на этот маршрут. Ожидается также возрождение старых железнодорожных путей. Алиев уже приказал начать работы на железной дороге в Нахичевань и рассматривает возможность продления ЖД, связывающей Баку-Тбилиси-восточно-турецкий город Карс, чтобы связать его с Нахичеванью, также позволит соединить ЖД сети Турции, ИРИ и РФ.
План по открытию 877-километрового ЖД сообщения Карс-Баку, проходящего через Нахичевань и Армению, был частью неудавшейся сделки по нормализации турецко-армянских отношений в 2009 г. В конце концов, Азербайджан, Грузия и Турция объединились, чтобы возродить маршрут Баку-Тбилиси-Карс за исключением Армении.
В 2013 г Ереван заключил сделку с РЖД и базирующейся в Дубае фирмой о реконструкции маршрута в ИРИ, но проект стоимостью 3,5 млрд$ не был реализован из-за финансовых затруднений. После соглашения о прекращении огня с Азербайджаном Пашинян выразил надежду на использование иранского маршрута через Нахичевань.
"Учитывая, что ЖД Армении принадлежат РЖД, нашим собеседником, конечно же, является РФ", - сказал Алиев накануне трехсторонней встречи в Москве.
На самом деле, однако, дочерняя компания РЖД владеет эксплуатационными правами на ЖД Армении по 30-летнему контракту, подписанному в 2008 г, что не препятствует суверенным правам Армении.
Транспортные проекты, без сомнения, являются стимулом для миростроительства, но все еще существует конфликтный потенциал, который может помешать усилиям или вызвать закрытие вновь открывшихся связей.