
Недавние археологические исследования показывают, что, несмотря на повышенную засушливость, два участка в пустыне недалеко от современного Дубая продолжали оставаться заселенными даже после того, как произошло изменение климата. В 325 г. до н.э. Александр Великий послал флот к персидскому побережью и исследовал Персидский залив. Греческие черепки и амфоры указывают на поселение времен Селевкидов (330–150 гг. до н.э.) на территории современной Шарджи. Существуют археологические свидетельства наличия крупного поселения в I и II веках н э на побережье современного Умм-аль-Кувейна и в Млейхе (в современной Шарджи), где были обнаружены монеты и их отливки. Население региона в основном обратилось в Ислам в 7 веке н э.
Исторически восточное побережье Аравии находилось на пересечении двух разных образов жизни: кочевого скотоводства, зародившегося в глубине Аравийского полуострова, и морской торговли на большие расстояния (включая торговлю жемчугом), связывающей этот регион с цивилизациями в долине Нила, бассейн Тигр-Евфрат и долина Инда. В то время как прибрежные города торговали с кочевыми скотоводами внутренних р-в, их основная ориентация была на море. Таким образом, этот р-н долгое время был космополитическим, с людьми, идеями и товарами из дальних стран, постоянно проходящих через него. Оседлое население менялось с торговыми сезонами, связанными с сезонами дождей, что приводило к большим сезонным сдвигам в населении портов и к длительным периодам, в течение которых моряки оставались (и часто женились) в отдаленных портах, пока снова не отправлялись в плавание. Сегодняшние основные порты являются новыми, в основном потому, что постоянно зыбучие пески пустыни и заиление водных путей со временем заблокируют порты. С 14 по 16 вв Джульфар в Рас-эль-Хайме был самым важным портом. К середине 15 века он превратился из маленькой рыбацкой деревушки в важный город, и считается, что он был связан торговлей с растущим торговым центром Ормуза. После упадка Джульфара город Рас-эль-Хайма стал главным портом в этом р-не. Торговые суда из Испании и особенно Португалии начали регулярно торговать в Персидском заливе в 15-м и 16-м вв. Их первенство уступило место голландскому и английскому в начале 17 века. К 18 веку Великобритания была доминирующей державой в Персидском заливе. В середине 19 века британцы, чтобы защитить свои коммерческие интересы, подписали договора (отсюда и название "Trucial Coast") с местными лидерами, чтобы запретить пиратство, которое наносило удары по морскому судоходству. Эти договора заложили основу британского правления.
В 1968 г Великобритания объявила о своем решении прекратить к 1 декабря 1971 г договорные отношения и с ним британскую защиту семи шейхдомов, а также Бахрейна и Катара. Девять партий попытались сформировать союз, но к середине 1971 г не смогли договориться об условиях. Бахрейн, и Катар решили стать отдельными "независимыми" государствами в августе и сентябре 1971 г. 2 декабря 1971 г шесть из семи шейхов вступили в союз под названием ОАЭ. Это были Абу-Даби, Дубай, Фуджейра, Шарджа, Аджман и Умм-эль-Кувейн. Седьмой, Рас-эль-Хайма, присоединился к союзу в начале 1972 г. В 1971 г шейх Заид бин Султан Аль Нахайян, правитель Абу-Даби, стал первым президентом ОАЭ. Многие эмиратцы называют его "отцом нации" из-за его сильного руководства и приверженности формированию федерации. Шейх Зайед сменил своего брата Шейха Шахбута на посту правителя Абу-Даби после свержения его в результате бескровного дворцового переворота. Повторно назначаемый другими правителями ОАЭ в Федеральный верховный совет каждые пять лет с 1971 г, шейх Зайед пропагандировал умеренность, религиозную терпимость и равенство (особенно для женщин). Через два дня после его смерти, 2 ноября 2004 г, Федеральный верховный совет избрал его преемником, его сына шейха Халифа бен Заида Аль Нахайяна, который был наследным принцем Абу-Даби с 1969 г. Мухаммед бин Заид Аль Нахайян стал наследником Халифы в качестве наследного принца. В январе 2006 г умер вице-президент, премьер-министр и правитель Дубая шейх Мактум бин Рашид аль-Мактум, и ему наследовал его брат шейх Мохаммед бин Рашид аль-Мактум, тогдашний министр обороны. Как и его брат, шейх Мохаммед занимает должности вице-президента и премьер-министра и сменил его на посту правителя Дубая. Шейх Мохаммед эффективно реализовал амбициозные планы по превращению Дубая из небольшого рыбацкого и торгового порта в один из самых известных мегаполисов мира и ведущих финансовых столиц. В начале 2000-х гг, во многом благодаря усилиям шейха Мохаммеда, темпы роста в Дубае достигли двузначных цифр, а объем инвестиций и рабочих хлынули из Азии, других стран Ближнего Востока. Он также работал над тем, чтобы Эмират Дубай был самым открытым и терпимым для иностранцев в ОАЭ. Финансовый кризис 2008 г практически разрушил экономику эмирата Дубай, в результате чего эмират с огромными долгами был вынужден пересмотреть график выплат по этим долгам, так как он ждал помощи от своего богатого соседа, Абу-Даби. В декабре 2009 г Абу-Даби выделил Дубаю 10 млрд$ на погашение долгов государственной компании Dubai World.
Проблему ОАЭ и "Братьев Мусульман", я уже освещал более подробно здесь. Кому тема интересна могут прочесть.
Теперь о том, как устроено управленческая власть в ОАЭ. ОАЭ - это свободная федеративная система, состоящая из семи эмиратов, во главе которых стоит Абу-Даби. В каждом эмирате местные органы власти основаны на традиционных патриархальных монархиях и управляются шейхами из королевских семей, которые долгое время занимали руководящие должности в племенных конфедерациях. Каждый эмират имеет собственное местное правительство, сложность которого зависит от размера и населения эмирата. Федеральная система ОАЭ сочетает в себе традиционные и современные элементы руководства и правительства, отвечает за придание стране отличительной национальной идентичности и политической стабильности. Каждый эмират имеет право голоса в гражданской администрации страны, как в высшем совете, так и в кабинете министров, хотя статус и власть могущественных эмиратов Абу-Даби и Дубай очевидны. Важные решения, такие как утверждение федерального бюджета и выбор президента и премьер-министра, обычно принимаются консенсусом.
Отдельные эмираты сохраняют за собой значительную власть и автономию в управлении своей собственной экономикой и социальными системами. Правительства в значительной степени находятся в руках королевских династий и их местных союзников из других богатых и влиятельных купцов и деловых семей. Как в федерации, так и в правительствах отдельных эмиратов нет действительно представительных политических институтов. Обычные люди могут сообщить о своих проблемах местным лидерам, разговаривая с ними напрямую на традиционном консультативном форуме, который лидеры регулярно проводят, известном как меджлис
Исполнительная власть находится в руках Федерального верховного совета (FSC), президента, вице-президента, премьер-министра и кабинета министров. FSC является высшим конституционным органом и высшим органом, определяющим политику. Его членами являются семь правителей Эмиратов. Совет избирает из своего числа Президента и Вице-президента. FSC имеет как законодательную, так и исполнительную власть. Он устанавливает общую политику, ратифицирует федеральные законы и указы, утверждает кандидатуру премьер-министра президентом и принимает отставку премьер-министра. Это также освобождает его от занимаемой должности по рекомендации президента. Он собирается четыре раза в год. Правители Абу-Даби и Дубая обладают эффективным правом вето. Если правитель не может присутствовать на заседаниях Федерального верховного совета, он может делегировать своего наследного принца занять его место.
Глава государства - Президент, срок полномочий - 5 лет. FSC выбирает или повторно утверждает президента, уже занимающего эту должность. Нынешний президент - шейх Халифа бен Заид Аль Нахайян, который также является правителем Абу-Даби. 4 ноября 2004 г он сменил своего отца, шейха Зайда бин Султана Аль Нахайяна - первого президента ОАЭ, которого часто называют "отцом нации". В 2009 г пятилетний срок Шейха Халифы на посту президента был продлен. Его называют ПроЗападным модернизатором.
Срок полномочий вице-президента составляет пять лет. Он выбирается президентом, но должен быть одобрен FSC. В настоящее время этот пост занимает шейх Мохаммед бин Рашид Аль Мактум, который также является правителем Дубая. Шейх Мохаммед также является премьер-министром. Премьер-министр, который назначается президентом, возглавляет Совет министров.
Взаимоотношения между федеральным и местным правительством закреплены в Конституции и допускают некоторую гибкость в распределении полномочий. Традиционное правительство по-прежнему играет важную роль в правительстве ОАЭ, а институт меджлиса играет роль в обеспечении свободного доступа людей к своим правителям. Во время меджлиса лидер заслушивает жалобы, разрешает споры и раздает щедрости. Теоретически любому, кто находится под властью лидера, должен быть предоставлен доступ в меджлис. В целом, лидерство в каждом эмирате принадлежит наиболее политически значимому племени этого эмирата, а верховный лидер, эмир, избирается знатными людьми правящего племени из своего числа. Выбор обычно, но не всегда, - сын предыдущего эмира. Однако у каждого племени есть собственный лидер, или шейх, и определенная степень политического плюрализма, как это видно в институте меджлиса, необходима для сохранения положения правящей семьи.
В декабре 2006 г в правительстве была проведена небольшая смена в форме ограниченных непрямых выборов в Федеральный национальный совет (FNC), консультативный орган, существующий с 1972 г. Функции FNC включают обсуждение поправок к конституции и законопроектов, которые могут быть одобрены, дополнены или отклонены (хотя FNC не может представлять свои собственные законопроекты), рассмотрение годового проекта бюджета федерации, и обсуждение международных договоров и конвенций. FNC состоит из 40 членов, по восемь из Абу-Даби и Дубая, по шесть из Шарджи и Рас-эль-Хаймы и по четыре из Аджмана, Умм-эль-Кувейна и Фуджейры. До 2006 г все члены FNC номинировались на двухлетний срок правителями соответствующих эмиратов. С тех пор половина его членов была избрана коллегией выборщиков из 6 689 членов, подобранных вручную правителями семи эмиратов, которые сами назначают вторую половину.
Правовой кодекс страны основан на двойной системе, включающей шариатские суды и гражданские суды. (ОАЭ не признали юрисдикцию Международного Суда) То, как каждый эмират применяет это сочетание законов, отличается. Некоторые, такие как Дубай, склонны быть более либеральными и открытыми, в то время как другие, такие как Шарджа, более консервативны и осторожны. Правовая система еще не эволюционировала, чтобы приспособиться к быстрому развитию социальной, экономической и культурной систем страны, поэтому столь остро необходимое законодательство принимается в виде указов правителя или президента. Судебная власть, независимость которой гарантируется Конституцией, включает Верховный суд - высший орган, судьи которого назначаются президентом, - и суды первой инстанции. В двойной системе ОАЭ суды шариата рассматривают уголовные дела, связанные с личным статусом, а светские суды рассматривают дела гражданского права. Не мусульман судят за уголовные преступления в шариатских судах, но не мусульмане чаще всего получают гражданские санкции по усмотрению судьи, а не шариатские наказания. Правительство ОАЭ подвергается критике за отказ отменить смертную казнь, предоставить трудящимся-мигрантам основные права (особенно право на объединение) или нормализовать положение лиц без гражданства, чтобы они могли достичь полного равенства и получить такие льготы, как безусловный доступ к занятости, медицинское обслуживание и другие государственные пособия. Тринадцать смертных приговоров были вынесены судами Шарджи и Дубая в 2009 г, но ни один из них не был приведен в исполнение.
В ОАЭ есть закрытая политическая система, без выборов и политических партий. Президент назначает премьер-министра и кабинет министров, которые руководят повседневными делами страны. Делегаты Федерального национального совета, состоящего из 40 членов, частично назначаются, частично избираются коллегией выборщиков, избираемой руководителями семи эмиратов каждые четыре года, - совет служит только консультативным органом. Политические партии запрещены в ОАЭ, а права на собрания и ассоциации ограничены. Независимые НПО запрещены, и все такие организации должны регистрироваться в правительстве и могут быть закрыты правительством. Профсоюзы незаконны. В 2002 г полиция Дубая создала отдел по "правам человека" для наблюдения за условиями содержания в тюрьмах, реабилитации заключенных и проведения программ для жертв преступлений, но "независимым" правозащитным группам не разрешается действовать в ОАЭ.
Государственный сектор - один из крупнейших работодателей в ОАЭ, и большинство вакансий занимают жители Эмиратов. Некоторые государственные услуги могут быть трудоемкими и обременительными. Необходимость обрабатывать миллионы посетителей, резидентские визы и разрешения на работу в дополнение к другим повседневным услугам (например, коммунальные услуги, телефон, Интернет-услуги, регистрация автомобилей) является серьезной проблемой для системы. Многие из таких услуг по-прежнему связаны со сложным оформлением документов, штампами, длинными очередями и многократными посещениями одного или нескольких правительственных или полугосударственных учреждений. Тем не менее, были внесены значительные улучшения в виде онлайн-услуг и реорганизации некоторых служб, чтобы сделать их более быстрыми и эффективными, как в случае регистрации автомобилей. Бюрократия усугубляется наличием монополий и тенденцией к централизации некоторых основных услуг, что исключает конкурентов из частного сектора и снижает эффективность и качество этих услуг. Классическим примером этого является полугосударственная телекоммуникационная корпорация Etisalat, которая до 2007 г была единственным поставщиком услуг телефонной связи, Интернета и кабельного телевидения в стране и широко воспринималась как неэффективная. Создание второй полугосударственной компании du, чтобы разрушить монополию Etisalat, улучшил ситуацию, введя больше конкуренции и выбора для жителей, но улучшение не было радикальным. Поскольку государственные должности в основном открыты для граждан ОАЭ, граждане Эмиратов, как правило, предпочитают работать там. Среди других причин такого предпочтения - высокая заработная плата, отличные льготы (включая пенсии), гибкий и короткий рабочий день и непринужденная рабочая среда. В результате все государственные секторы (например, полиция и ВС), правительственные министерства (такие как иммиграция и натурализация) и полугосударственные учреждения, такие как телекоммуникационный гигант Etisalat, имеют тенденцию быть перегруженными гражданами ОАЭ. Помимо плохого обслуживания, кумовства и расточительства, некоторые бюрократические проблемы вызваны слабой централизацией управления и отсутствием единых процедур, которые приняты во всех семи эмиратах. Смена работы и вида на жительство из одного эмирата в другой (например, из Дубая в Абу-Даби) обычно требует длительного и сложного процесса изменения разрешений на работу, спонсоров и статуса резидента.
В ОАЭ есть государственный аудиторский орган, который контролирует федеральные средства и проверяет официальную финансовую отчетность. Абу-Даби имеет самый большой годовой бюджет в ОАЭ, а его расходы почти в три раза превышают федеральные расходы из-за высокой добычи нефти. В рамках фискальных реформ было создано Управление отчетности Абу-Даби (ADAA), который внимательно следит за доходами и расходами всех государственных учреждений и обеспечивает надлежащее управление государственными фондами. Этот орган уполномочен проверять доходы и расходы всех департаментов местного правительства, включая Национальный консультативный совет, городское правительство, общественные учреждения и все учреждения, в которых правительство Абу-Даби владеет не менее 25% акций. ADAA также контролирует выполнение всех кредитных соглашений и отслеживает инвестиции и финансовую отчетность в этих государственных учреждениях, а также контролирует их запасы и склады.
В обществе ОАЭ один из самых высоких стандартов жизни, в основном из-за огромного нефтяного богатства, небольшого населения и системы социального обеспечения. Граждане ОАЭ получают множество привилегий и льгот от своих федеральных и местных органов власти, включая бесплатное высшее образование и социальное обеспечение. Таким образом, эмиратцы хорошо образованы и в основном городские.
По данным ООН, население ОАЭ в 2021 г составит 9,99 млн человек. В то время как население Дубая в 2020 г составляет 3,38 млн человек, согласно официальному сайту правительства Дубая. Экспатрианты ОАЭ на 2018 г, составляют 88,52%. Эмиратцы составляют оставшиеся 11,48% населения. Жители Южной Азии, в число которых входят выходцы из Индии, Бангладеш, Пакистана и других стран Южной Азии, составляют 59,48% населения. Остальную часть населения составляют 4,23% египтян и 17,94% других. Стратегия правительства ОАЭ в области народонаселения предусматривает превращение эмиратов в большинство населения или, по крайней мере, доведение их численности до 40% к 2021 г. Как временные или долгосрочные иностранные резиденты, экспатрианты не имеют права на получение государственных пособий, и их уровень жизни может значительно варьироваться в зависимости от их занятости и дохода. Западные сотрудники, занимающие верхние строчки в шкале окладов экспатриантов, могут рассчитывать на хорошую зарплату, в то время как рабочие и строители получают очень низкую заработную плату и меньше льгот. Социально-экономический статус этих работников определяется тяжелыми условиями труда и жизни. В то время как "национальные эмиратцы" занимают многие должности в правительстве и государственном секторе, эмигранты (за исключением некоторых руководящих должностей) занимают большинство других должностей в экономике. Правительство ОАЭ пытается уменьшить эту зависимость от иностранной рабочей силы, поощряя постепенную национализацию (называемую эмиратизацией) определенных рабочих мест. Кроме того, экспатриантам (за некоторыми исключениями) не разрешается начинать или владеть бизнесом, если у них нет национального партнера Эмиратов. Вне рабочего места взаимодействие между этими сегментами общества очень ограничено, и каждая группа ведет в основном замкнутый образ жизни, живя в уединенных трудовых лагерях, многоквартирных домах, закрытых поселках или эксклюзивных жилых р-х. Различия в культуре, языке, религии и социальном статусе имеют тенденцию разделять и даже отчуждать различные классы или слои общества в отдельные сообщества, отражающие национальное или этническое происхождение этих групп населения. Одна из наиболее маргинализованных групп - это бедуны, давние жители, которые никогда не натурализовались в ОАЭ.
В ОАЭ мало организаций гражданского общества. Ни гражданам, ни иммигрантам не разрешается создавать группы защиты интересов или политические партии. Граждане ОАЭ должны иметь возможность выражать свои опасения непосредственно руководству с помощью традиционных консультативных механизмов, таких как традиционный открытый меджлис, проводимый многими лидерами ОАЭ, но свобода собраний запрещена законом. В некоторых случаях небольшие мирные демонстрации иностранных рабочих условий труда и другой рабочей силы были возможны, но в других случаях они разгонялись силой. Иностранные рабочие, работающие над крупными амбициозными строительными проектами в Дубае, протестуют против плохих условий труда и невыплаты заработной платы. Некоторые из этих проблем были устранены или решаются в результате недавнего наказания работодателей министерством труда. НПО обычно известны в ОАЭ как ассоциации или общества общественного благосостояния. Хотя этот сектор невелик, в него входят несколько богатых благотворительных организаций, некоторые из которых работают на международном уровне. В стране насчитывается около 120 общественных благотворительных обществ. Работа этих групп регулируется Министерством труда и Департаментом по делам Ислама и благотворительной деятельности. Единственным исключением является Международный гуманитарный город (IHC) в Дубае, членами которого являются несколько международных НПО. Эти организации освобождены от регистрации в органах власти, если они не планируют сбор средств или работу в ОАЭ. IHC был создан королевским указом в 2007 г как свободная зона.
Правительство ОАЭ работает через различные агентства, чтобы обучать местную рабочую силу Эмиратов определенным профессиям и поощрять образованных и квалифицированных граждан к трудоустройству. В дополнение к нескольким министерствам, которые участвуют в эмиратизации, одно агентство, Национальное управление по человеческим ресурсам и развитию (Tanmia), имеет своей миссией полную занятость национальных человеческих ресурсов, сокращая иностранный компонент рабочей силы ОАЭ.и увеличение предложения квалифицированной и квалифицированной национальной рабочей силы. Предполагается, что Tanmia будет поддерживать малые инвестиционные предприятия посредством создания проектов самозанятости для граждан, разработки программ по обучению и квалификации национальных соискателей работы, предоставления консультаций по вопросам карьеры и руководства национальным кадрам, а также отслеживания и оценки занятости граждан государственный и частный секторы, среди прочих амбициозных целей. Однако в реальности иностранная рабочая сила составляет около 88,52% рабочей силы ОАЭ. Все это временные гастарбайтеры, которые отправляют большую часть своих доходов домой и обычно возвращаются в свои страны по истечении срока действия трудовых договоров. Эта ситуация сохранится не только из-за хронической потребности в рабочей силе, но и потому, что ОАЭ по-прежнему являются излюбленным местом для соискателей из других регионов Персидского залива даже после финансового кризиса 2008 г.
В 1999 г Федеральный национальный совет одобрил закон о предоставлении ежемесячных социальных пособий национальным вдовам и разведенным женщинам, инвалидам, престарелым, сиротам, одиноким дочерям, замужним студентам, родственникам заключенных иждивенцев, разведенным женам и неплатежеспособным. Также имеют право овдовевшие и разведенные женщины-гражданки, ранее вышедшие замуж за иностранцев, и мужья-экспатрианты гражданок ОАЭ. В 2003 г правительство распределило около 179 млн$ среди 77 000 получателей социальной помощи, из которых самой большой группой получателей (12 000) были пожилые люди. В октябре 2005 г социальные выплаты гражданам ОАЭ, включая безработных, увеличились на 75%.