На Украине анонсировали распродажу тюрем.
На Украине запланировано очередное показательное выступление. Бывшего президента страны Петра Порошенко приведут на допрос в Государственное бюро расследований (ГБР) силой. Как заявил представитель ведомства Олег Корецкий, экс-глава государства в очередной раз не явился на допрос в качестве свидетеля и это ему с рук не сойдет. «Следователями в настоящее время готовятся материалы для выполнения принудительного привода Порошенко», — рассказал Корецкий, добавив, что всего экс-президент не явился на 27 допросов в 16 уголовных делах.
Для Порошенко, который с 1 января этого года, как и его коллеги по Верховной раде, потерял депутатский иммунитет, всё может закончиться весьма плачевно. Сейчас ГБР изучает 13 делопроизводств, в которых фигурирует Порошенко. Они касаются возможной государственной измены, легализации в офшорах преступных доходов и вероятного вмешательства в деятельность судебной власти. По большинству из этих дел Порошенко проходит как свидетель, однако в ноябре 2019-го стало известно, что по двум из них ГБР присвоило ему статус подозреваемого. Порошенко, конечно, давно нащупал слабину нынешнего президента Владимира Зеленского и о своей защите в лице заокеанских кураторов помнит постоянно. Но вряд ли стоит так наглеть. Хотя причиной игнорирования допросов может быть вовсе не наглость, а обыкновенный страх и желание потянуть время. К тому же, как утверждают украинские СМИ, ссылаясь на источники в украинской партии «Европейская солидарность» (ЕС), Порошенко действительно мандражирует и опасается угрозы уголовного преследования со стороны властей, предполагая, что окружение Зеленского примет решение посадить его в тюрьму на определенный срок, когда электоральная поддержка начнет падать. А это время не за горами.
«Петр сейчас не так хочет власти, как стремится к защите. Для этого ему надо максимально «нарастить мышцы», он должен стать главным оппозиционером как внутри страны, так и снаружи», — отметил собеседник «Украинской правды». Он также рассказал, что партия Порошенко собирается критиковать Зеленского по любому поводу, чтобы получить одобрение со стороны 8% избирателей, проголосовавших за ЕС на выборах в Верховную раду, а заодно и увеличить число сторонников за счет тех, кто выступил за партию «Голос» Святослава Вакарчука.
Но чудеса случаются, и когда-нибудь нары дождутся преступника Порошенко. Впрочем, если, конечно, в стране останутся тюрьмы.
Сегодня министр юстиции Денис Малюська огорошил украинцев планами на будущее подотчетного ему ведомства. Нисколько не стесняясь, этот персонаж объявил народу о том, что для пополнения государственного бюджета и увеличения доходов ведомства министерство юстиции запланировало распродажу тюрем. Мол, пенитенциарных учреждений в стране больше, чем нужно, поэтому вполне можно инициировать аукцион. Зато инфраструктура на вырученные деньги будет улучшена, да и министерство не станет отставать от других ведомств, которые давно составили списки на так называемую большую приватизацию. Например, еще в октябре прошлого года министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил о возможности продажи в частные руки акций украинской почтовой службы и железных дорог. Да и Зеленский в свое время поручил передать Фонду государственного имущества не менее 500 госпредприятий для приватизации.
Тот факт, что преступный элемент стремительно плодится и множится в Незалежной, чиновников из Министерства юстиции совершенно не волнует. Все равно ловить преступников некому, учитывая недобор в рядах правоохранителей. На скудную зарплату желающих находится все меньше и меньше. Да и вообще глава Минюста Украины заявил, что многие тюрьмы могут закрыть из-за недостаточного финансирования, а персонал придется сократить, чтобы повысить уровень образования заключенных и увеличить бюджет на медицину, питание и зарплату оставшимся работникам. «К сожалению, в сегодняшнем бюджете мы не смогли получить увеличение финансирования пенитенциарной системы, поэтому единственным выходом для того, чтобы достичь этих целей, будет массовое закрытие тюрем и сокращение количества персонала там, где тюрьмы не заполнены», — утверждал в конце ноября 2019 года министр.
Вообще, способности Малюськи фонтанировать бредовыми идеями можно только позавидовать. Еще в прошлом году он рассказывал о планах открыть на Украине частные СИЗО. «По сути, это хорошо охраняемый отель со специальным режимом», – фантазировал министр в конце декабря, рассказывая о том, что такие частные СИЗО могли бы «генерировать доходы», которые Минюст направлял бы на улучшение условий в обычных следственных изоляторах, а также разгрузить переполненные на данный момент СИЗО в Киеве, Херсоне и Одессе. Уточнять, для кого будут предназначаться такого рода оазисы, Малюська не стал, но логику продемонстрировал удивительную: тюрьмы и СИЗО переполнены, но продать их на сторону – удачный способ решения проблемы.
С другой стороны, возникает вопрос, кто позарится на такое сокровище, как тюрьмы Незалежной? Чтобы привести в порядок украинские места не столь отдаленные, понадобятся миллиардные вложения. Как известно, здешняя пенитенциарная система снабжается по остаточному принципу, то есть государственный бюджет не предусматривает ни качественного ремонта в тюрьмах, ни нормального финансирования питания. В результате выживание местных заключенных похоже на кошмарный сюжет фильмов ужаса. Как пишет украинское издание «Вести», условия пребывания арестантов в тюрьмах близки к средневековым. Людей содержат в антисанитарии, кормят баландой, не оказывают необходимую медпомощь. А тюремная больница — это особо изощренный вид пытки.
Например, в отделение при Львовской многопрофильной больнице № 19 людей содержат в неотапливаемых помещениях, где температура воздуха едва достигает 11 градусов, среди крыс и плесени, облезлой штукатурки на драных матрасах без постельного белья. Для онкобольных не предусмотрено ни наркотических обезболивающих, ни диагностических манипуляций. А операции невозможны по причине отсутствия в отделении игл для анестезии. Ситуация осложняется воровством работников тюрем, которые проявляют уникальную ловкость, наживаясь на скудных пайках заключенных. Как следствие в пенитенциарных учреждениях периодически происходят бунты. Так, недавно в Алексеевской колонии на Харьковщине арестанты выступали против хищений администрации. Руководство этой колонии списывало деньги за продукты, положенные заключенным, и кормило людей отбросами. И несмотря на настоятельные рекомендации Киева исправить ситуацию, все распоряжения относительно улучшение жизни заключенных так и остались на бумаге. Поэтому местным арестантам только и остается уповать на фантазии Малюськи и распродажу, а вдруг из-за дефицита камер всех отпустят по домам по приватизационной амнистии.
Анна Пономарева