Еще лето на дворе, люди в отпусках, на дачах урожай собирают, а в либеральной тусовке вдруг вспыхнула злобная словесная перепалка. Грызутся, как пауки в банке. Так главный «борец за свободу», укрывшийся то ли в Англии, то ли в Швейцарии, Михаил Ходорковский, отсидевший за финансовые махинации, вдруг набросился на своего идейного коллегу – «борца с коррупцией» Алексея Навального, обвинив его ни много ни мало… «в помощи ФСБ».
Об этом беглый олигарх написал на своей странице в Facebook, комментируя призывы блогера приходить на выборы в Московскую городскую думу и голосовать за зарегистрированных кандидатов. Ходорковский также прокомментировал призывы Навального оставлять персональные данные на сайте так называемого «Умного голосования». По его словам, он не станет призывать сторонников записывать свои имена в списки, «которые могут помочь ФСБ испортить вам жизнь». Экс-глава ЮКОСа уверен, что таким способом Навальный пытается подставить своих сторонников.
Ходорковский считает, что уличил блогера в работе на ФСБ, что заметили и интернет-пользователи.
Набросилась на Навального и бывший заместитель главного редактора «Эха Москвы» Люся Рябцева. Она заявила, что с помощью проекта «Умное голосование» Навальный ворует не только личные данные россиян. По ее словам, это просто инструмент для выкачивания денег из простых граждан, поскольку на сайте открыто призывают вносить денежные пожертвования. Она назвала проект блогера «низкопробной манипуляцией и лажовым гипнозом». Обрушился на «борца с коррупцией» и писатель, либеральный активист Дмитрий Лекух, который сравнил Навального с жуликом Паниковским из «Золотого теленка».
А Алексей Макаркин, профессор Высшей школы экономики, так вообще объявил, что от писаний Навального «пахнуло тоталитаризмом». Не понравилось профессору утверждение «борца с коррупцией» о том, что любой, кто пишет об арестованных в Москве после незаконных митингов, – хороший человек. А любой молчащий – «уже подозрительный и никогда не сможет рассчитывать на наше полное доверие».
«По этой классификации, – возмущается Макаркин, – я человек хороший – чем совершенно не горжусь, так как подобное поведение абсолютно нормально и не более того. Но вот слово «подозрительные» появилось в политическом лексиконе в якобинской Франции, когда Loi des suspects (Закон о подозрительных) позволил истреблять таковых с минимумом формальностей. Правда, зверям не отдавали, а отправляли на гильотину, что некоторые в тогдашний просвещенный век первоначально считали даже гуманным (потом ужаснулись). Повторять нечто даже отдаленно напоминающее этот опыт совершенно не хочется».
«Свобода, – гневно клеймит Навального ученый профессор, – не достигается посредством хождения строем, пусть даже из самых благих побуждений (которыми иногда вымощена дорога известно куда). Ценность свободы – в возможности высказать другое мнение, пусть даже неприятное. Или не высказывать мнения вообще. Если Алексей Навальный этого не понимает, то он недалекий человек, слепой вождь, увлекающий людей в пропасть. И идти за ним туда могут люди, лишенные критического мышления. Если понимает, то выполняет роль провокатора, не столь уж нетипичную для тех, кто пошел в революцию».
Бедный, бедный Навальный! Он и Паниковский, и агент ФСБ, и провокатор, и «слепой вождь», вовлекающий своих сторонников в пропасть. Вот ведь как кроет своего прежнего кумира либеральная тусовка, не стесняясь в выражениях.
Как говорится, от великого до смешного – один шаг. Был кумиром и вдруг стал посмешищем. Но достается на орехи от своих же не только отважному «борцу с коррупцией».
Широко известный в узких либеральных кругах журналист Александр Плющев, наоборот, вдруг ополчился на Ходорковского. «Поддержка Ходорковского, – пишет он, – может скомпрометировать кандидата в глазах даже сочувствующего оппозиции избирателя. А заодно и спровоцировать против претендента под зонтиком "Открытой России" всю мощь административно-пропагандистского ресурса. Человек, заявлявший о неизбежности революции в России и почти сразу после этого объявленный в международный розыск, боюсь, не самое желанное подспорье для оппозиционера, стремящегося пройти в Думу, то есть стать частью системы… Каждый политик, при всем его уважении к Михаилу Борисовичу, десять раз подумает, иметь ли дело с его структурами», – делает вывод Плющев.
Но еще более удивительно то, что он вдруг эту свою позицию на ходу меняет. Это заметил острый на язык популярный телеведущий Владимир Соловьев, отметив на странице своего телеграм-канала, что даже журналист «Эхо Москвы» Александр Плющев отказался от взглядов Навального в угоду Михаилу Ходорковскому. «Ну, ффффффссссссё. Даже Плющев бросил Навального и перекинулся к Ходорковскому. К этому и шло. Ходор методично подминает "оппов" под себя. Где-то ещё на фоне московских "гуляний" пытался обозначиться Ройзман, но если сожрать Навального для него дело пяти минут, то вот с Ходором ситуация посложнее. МБХ ещё тот кровопийца», – со свойственным ему сарказмом прокомментировал Соловьев.
«Видимо, Ходор решил, что о его прошлых грехах все забыли и уж если в его руках финансовый, медийный и «правозащитный» ресурсы, то и нет смысла работать на раскрутку Навального. Так что МБХ возвращается к своему плану захвата власти начала 2000-х», – констатировал телеведущий.
Ругань идет и среди других прежних «коллег» по Болотной. Так, бывший гламурный кандидат в президенты от оппозиции Ксения Собчак вдруг презрительно назвала участников недавних митингов оппозиции в Москве «революционной пеной из Балашихи», что вызвало негодование ее единомышленников.
«Роль отыграна, гонорар получен, костюм «оппозиционной принцессы» убран в шкаф», – под таким заголовком громит ее на «Эхе Москвы» депутат от партии «Яблоко» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Борис Вишневский. «Ксения Собчак назвала нынешние протесты в Москве «революционной пеной из Балашихи». Что характерно, она до сих пор член политсовета «Партии перемен». Вместе с Дмитрием Гудковым, который сидит в спецприемнике, отбывая арест именно за эти протесты».
«Я не злопамятный, но память у меня хорошая, – продолжает он «разоблачать» Собчак. – И я очень хорошо помню, как в конце 2017 и начале 2018 года эту путинскую куклу изо всех сил раскручивали на президентских выборах как «новое лицо оппозиции», якобы смело и решительно выступавшую с критикой власти… Потом Собчак поддержала повышение пенсионного возраста. Потом Собчак получила должность на газпромовском канале. Теперь она называет мирные протесты в Москве, где граждане защищают свои права и свое человеческое достоинство, «пеной». Роль отыграна, гонорар получен, маскарадный костюм «оппозиционной принцессы» убран в шкаф», – клеймит Вишневский одного из прежних кумиров либеральной тусовки.
Обрушился он и на Навального в статье «Неумное голосование», опубликованной в «Новой газете». В ней Вишневский обвинил Навального в популизме, который не пойдёт на пользу избирателю. «Хотите "сброд" в депутаты? Я – не хочу. И другим не советую», – пишет Вишневский.
Поругались между собой и такие знаковые либеральные деятели, как журналист Сергей Пархоменко и режиссер Константин Богомолов, который теперь больше известен тем, что сменил Виторгана на «посту» постоянного спутника Ксении Собчак.
Сама их беседа, пишет Слава Тарощина в «Новой газете», абсолютно неинтересна. «Интересно другое – скрытые мотивы самооправдания. Пархоменко проще, он не менял себя и не изменял себе. Богомолову сложнее. Он чередовал убеждения, как театры, за что и вознагражден именно театром (на Малой Бронной). И все-таки собеседники, минуя все иные определения, – люди одного мировосприятия. Полагаю, что от своего тезиса времен Болотной Богомолов и сегодня, несмотря на светлое чувство к Собянину, не откажется: "Свободные люди не могут дышать воздухом несвободы, у них нет жабр"… Он принялся отчитывать Пархоменко за то, что тот работает в американском институте Кеннана. Сюжет замкнулся. Богомолов перевоплотился в Журавлева с его бессмертным "вашингтонским обкомом"».
А сама Собчак этот спор Пархоменко с Богомоловым прокомментировала в свойственной ей развязной манере так: «…В итоге два еврейских мальчика срутся по поводу какой-то революционной пены из Балашихи, которая, если придет к власти, сметет их обоих…». И добавила в конце нецензурное слово. Вот какие «изящные» манеры в ходу у «просвещенной части общества», каковой сами себя называют либералы.
Комментируя эту грызню, журналисты указывают, что в либеральном стане разгорелась ожесточенная схватка в борьбе за лидерство над «протестами». Они уже делят пирог, который не получили, да и вряд ли, судя по отношению к ним в обществе, получат.
Ходорковский, который оппозицию финансирует и подстрекает из-за рубежа, считает, что все должны действовать по его указаниям. И начинает подминать под себя тех, кто выступает самостоятельно, не слушая его команд. Навальный же, наоборот, уже давно прочит в лидеры протестного движения самого себя. Но у него нет того финансового ресурса, который есть у укравшего в России миллиарды Ходорковского, ему приходится пускать шапку по кругу, собирая деньги со своих сторонников. К тому же беглый олигарх сидит ближе к тем забугорным центрам, откуда российская оппозиция получает инструкции и поддержку «прогрессивной общественности» Запада.
Тем не менее, несмотря на всю свару в «благородном семействе» в борьбе за лидерство, либералы продолжают усиленно нагнетать ситуацию в стране накануне предстоящих в Москве выборов. После недавнего ультиматума Путину, который предъявили Леонид Гозман и другие либеральные активисты, пригрозив президенту России «погибелью» (о чем уже писало «Столетие»), Ходорковский теперь фактически призывает поднять «восстание» 8 сентября, в день начала в РФ муниципальных выборов.
«8 сентября станет очень важным днем для всех нас. В этот день прояснится, сможет ли общество вступиться за тех, кто не побоялся выйти на его защиту», – грозит он на «Эхе Москвы» и объявляет, что цель либеральной оппозиции должна состоять в том, чтобы «отказать в придании легитимности Мосгордуме» и «добиваться переназначения выборов».
Но и Навальный сдаваться не собирается, и тоже зовет своих сторонников на баррикады. «Наша задача минимум: Единая Россия должна получить меньше мандатов, чем имеет сейчас… Наша задача-максимум: лишить ЕР большинства», – заявляет Навальный и призывает: «Митинг на Манежной площади на 300 тысяч человек».
Но не сложно себе представить, что если в день голосования Ходорковский, Навальный и компания и в самом деле попробуют организовать такое незаконное массовое сборище в центре Москвы, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Понятно, что либералам, которые все последние выборы с оглушительным треском проигрывали, и на сей раз не удастся сорвать голосование, поскольку подавляющее большинство россиян их не поддерживает. Но пакостить – будут. Ведь надо же их главарям отрабатывать вложенные в них «сребреники».
Андрей Соколов